В последнее время имя Ашота Блеяна вновь стало фигурировать на страницах армянской печати. На сей раз причиной тому явился конфуз со школьными учебниками: население в очередной раз посчитало себя обманутым. Пик народного негодования, конечно, уже прошел, тем не менее проблема школьных учебников актуальна поныне. Именно поэтому мы посчитали необходимым довести до сведения общественности позицию самого Ашота Блеяна относительно указанной проблемы. Впрочем, были небезынтересны и другие аспекты деятельности нынешнего первого заместителя министра образования и науки: еще свежи в памяти политические акции г-на Блеяна, принятые общественностью весьма неоднозначно. Но, к сожалению, уже в начале нашей беседы г-н Блеян деликатно отказался говорить о своем политическом прошлом, правда, не уточнив при этом, оставил ли он большую политику навсегда.

Ашот Блеян:«Если что-либо изменится, я приму всое решение…»

 — Г-н  Блеян, сегодня многие считают, что в вопросе издания новых учебников вы превысили свои служебные полномочия, поскольку,  как известно, правительственной комиссией некоторые из новых книг были признаны  вспомогательными. Как  вы сами оцениваете свои действия?

—  В марте 1995 года правительство республики постановлением N 124 утвердило «Положение о Министерстве просвещения РА». Это Положение являлось главным документом, определяющим полномочия Министерства просвещения и соответственно руководителя этого ведомства, обязанности которого тогда исполнял я. Поскольку все мои действия как в качестве и.о. министра просвещения, так и на должности первого заместителя министра образования и науки оговариваются указанным документом, о превышении мною служебных полномочий не может быть и речи.

Что же касается конкретно учебников, то в Положении регламентировано право министерства утверждать программы общеобразовательных школ и организовывать издание учебной методической литературы.

— А что заставило вас прибегнуть к нетрадиционной форме распространения учебной литературы? Ведь подписка на учебники усугубила материальное состояние населения…

— До 95 года учащиеся средних школ получали учебную литературу бесплатно. Средства на их издание выделялись государством. Однако в утвержденном на 1995 год государственном бюджете эта статья расхб- дов не была предусмотрена. Так возникла серьезная проблема обеспечения школьников учебниками, решение которой имело два наиболее приемлемых варианта. Это — издательству «Луйс» взять из коммерческих банков кредит на выпуск учебников, а их реализацию возложить на книжные магазины. Но в таком случае возникала другая проблема. Дело в том, что взятый кредит “оброс” бы процентами, и, разумеется, повысилась бы как себестоимость, так и розничная цена учебников, что опять же ударило бы по карману потребителя. Кроме того, само издательство «Луйс», не будучи уверенным в успешной реализации учебников, не могло решиться оформить кредит.

Поэтому мы решили остановиться на втором варианте — подписке. В противном случае новый учебный год пришлось бы начинать практически без учебников, как это было в 94 году. Тогда к 1 сентября учащиеся получили всего лишь два наименования учебной литературы, а к началу этого учебного года были готовы 44 наименования учебно- методической литературы.

—  Сегодня, пожалуй, уже можно говорить об итогах подписной кампании. Считаете ли вы ее успешной?

— Хотелось бы отметить, что проведением подписки занималась созданная при управлении материально-технического снабжения Министерства просвещения РА организация «Усум». И со своей задачей она справилась. За короткий срок было собрано порядка 700 млн. драмов. Это 70% необходимой суммы. Жаль, что, несмотря на соответствующее распоряжение правительства РА, районные и городские влаЬти не предоставили средств на приобретение книг для школьников из нуждающихся семей. На эти цели нашлось всего 40 млн. драмов (при необходимых 250 млн. др.), тогда как конкретно Ергорисполком в преддверии выборов обещал выделить 50 млн. драмов.

К 1 сентября Ергорисполком ничего не перечислил, зато исполком Капанского райсовета оплатил всю стоимость учебников, необходимых школьникам района.

— Но вернемся к известному решению правитель¬ственной комиссии относи¬тельно признания некоторых учебников вспомогательны¬ми. Не считаете ли вы, что, если, скажем, в будущем году возникнет необходимость проведения подобной подписной кампании, вряд ли она пройдет столь же успешно. Ведь многие подписчики рассчитывали получить совсем не то, что получили в итоге.

— Из 51 наименования подписной литературы правительственная комиссия своим решением от 19 августа признала вспомогательными учебниками лишь 11 — по армянскому языку и литературе для учащихся с 1 по 8 классы. Хочу обратить внимание, на то, что понятия «вспомогательный учебник» вообще не существует. Это новая формулировка правительственной комиссии, и я считаю ее (формулировку) довольно-таки неудачной. С указанным решением я лично не согласен и говорил об этом членам комиссйи. Однако постановление все-таки было принято, и Министерству образования и науки правительством было дано поручение разработать порядок использования этих книг.

— Но разве право определения степени необходимости дополнительной литературы не принадлежит самому ученику или его родителю? По сути, сложившаяся ситуация доказывает обратное.

— Если рассматривать проблему в правовом аспекте, то надо отметить, что мы пришли к юридическому тупику. Ведь, как я уже сказал, понятия «вспомогательный учебник»  не существует. Однако я убежден, что не только юридическая сторона вопроса должна беспокоить общественность. Дело в том, что так или иначе все делается во благо самого ученика. И именно поэтому мне кажется, что, несмотря на статус, использование этих учебников учащимися необходимо. Тем более что сегодня уже есть определенные достаточно положительные отклики педагогов о качестве указанной литературы. Мое мнение — это очень интересные, умные и полезные книги. Наконец, общественность может вынести собственное суждение о «блеяновских» учебниках, свободно продающихся во всех магазинах «Еревангирка»

— Многие подписчики до сих пор не получили учебников. Хотелось бы знать, почему?

— Проблема только в безынициативности директоров отдельных школ, некоторых заведующих РОНО. Они должны были войти в контакт с «Усумом» и организовать транспортировку учебников. Так что в любом случае подписчик не обманут, хотя сегодня бытует и такое мнение. Несколько иное положение, впрочем, сложилось в Ереване…

— И последний вопрос, несколько отвлеченный от  темы учебников. Дело в том, что вы начинали школьную реформу, будучи исполняющим обязанности министра просвещения РА. Сегодня вы занимаете другой пост. Не сковывает ли вашу свободу в реализации реформ новая должность?

—  Конечно, сковывает, ибо человек, взявший на себя ответственность проводить преобразования, должен иметь в руках все рычаги осуществления этой идеи. В роли и.о. министра просвещения я располагал нужными рычагами. Сегодня же ситуация иная. Объявлено, что реформами в сфере образования занялось правительство. А это уже не реформа Ашота Блеяна. Так что и ответственность за ее реализацию должен нести не я. Так или иначе, процесс реформ пока не противоречит моим убеждениям. А вот если что-либо изменится, я приму свое решение…

Вел беседу А.МЕЛИКСЕТЯН

Թողնել պատասխան

Ձեր էլ-փոստի հասցեն չի հրապարակվելու։ Պարտադիր դաշտերը նշված են *-ով

Explore More

Մեր պարտքը առ մեր լեզուն

«Գրական թերթ», 20 հուլիսի 1990 թ. «Եղբայր սիրելի, թե որ ուզում ես ուղիղն իմանալ, ճշմարիտն ասեմ, հանաքը մի կողմ դրած, ծիծաղն էլ հետը, մեր բանն այնպես է, որ մենք մեր

Արատեսը՝ կենդանի Գլաձոր

Ի բազում ամայ տենչեցեալ եմ այսմ իրագործութեան… Ստ. Օրբելյան Եղեգնաձորի «Վերելք» թերթ։ 1989թ. Վերահրապարակվել է «Գարուն» ամսագրի 1990թ. 8-րդ համարում Այսօր արդեն հանրապետությունում մեծ ճանաչում է վայելում Երևանի Մ. Սեբաստացու

1987-ից ևս մեկ հոդված. արձագանքում եմ արձագանքներին

Վերահրապարակում եմ 1987թ. ևս մեկ հոդված։ Նորից կարդացի «Դիրեկտոր, թե կարգադրիչ» վերնագրով իմ հոդվածը: Ամիսներ շարունակվող բանավեճից հետո, ես չեմ հրաժարվում հոդվածի ոչ մի մտքից, ոչ մի ձևակերպումից: Ավելին. պատրաստվում եմ