— В 90-е и даже в начале 2000-х годов вы активно занимались миротворческой деятельностью — приезжали в Азербайджан, проводили «Дни Азербайджана» в образовательном комплексе в Ереване. Однако в последние годы вы исчезли из общественной жизни Армении. Это результат проблем, возникших из-за направленности ваших усилий?
— Конечно, нет. То, что я продолжаю руководить учебным комплексом «Мхитар Себастаци» и после проведения «Дней Азербайджана в Армении», указывает, что никаких проблем у меня не было и нет. Учредителем учебного комплекса является правительство Республики Армения, и если я сейчас не слишком часто появляюсь на страницах СМИ, то это не говорит о том, что я перестал заниматься миротворческой деятельностью.
Просто я перешел на качественно другой уровень — занимаюсь миротворчеством через образование.
Убежден, что образование может и должно работать в этом направлении. То, что сейчас происходит между нашими двумя народами, надо общими усилиями преодолеть. Жизнь продолжается, и нужно постараться прийти к нормальному сосуществованию. И я уверен, что без включения в этот процесс образования этого добиться будет трудно.
В нашей учебной программе мы знакомим нашу аудиторию в том числе и с Азербайджаном. Нам интересно, как развивается сейчас соседняя республика, как живут наши многовековые соседи. Ведь сегодняшний армянский школьник плохо знает соседний народ, и мы хотим это исправить путем образования. Думаю, что и азербайджанские школьники точно так же плохо осведомлены о своих сверстниках в Армении. Сейчас мы реализуем разработанную нами авторскую программу, которая, по сути, является миротворческой.
Кстати, в сентябре прошлого года мне исполнилось 60 лет. Поступило много поздравлений. Ждал поздравлений и от азербайджанских знакомых, но так и не дождался…
Почему я был так активен в 90-е годы? Потому что мне казалось, что именно мое поколение должно разрешить армяно-азербайджанский конфликт. Я считал это своей задачей. К сожалению, у нас не получилось. И теперь примирение двух народов – задача нынешних или будущих поколений армян и азербайджанцев: не только моих уже взрослых дочерей, но и 4-летнего сына Давида.
— Помнится, вы как-то говорили, что одна из ваших дочерей – Лилит Блеян, которая на момент начала армяно-азербайджанского конфликта была ребенком, может в будущем заняться тем, чем занимались и вы, то есть миротворчеством. Пошла ли она по стопам отца?
— Сегодня Лилит – популярная исполнительница в жанре авторской песни. Она сама пишет слова на армянском, английском, французском, испанском языках. Но даже в таком качестве она вовлечена в урегулирование этого конфликта. Ведь что такое музыка? Это миротворчество по своей сути, способ передачи своих ощущений через свои песни.
— Насколько в нынешней Армении и в армянском обществе сильны миротворческие настроения?
— Я не уполномочен говорить от имени всего армянского народа, но в той среде, где я работаю, люди понимают, что военный путь, продолжение конфликта – это дорога в никуда. Когда кто-то говорит о войне, я всегда прерываю его.
Мы должны восстановить естественное мирное сосуществование двух народов. Установление мира, согласия и примирения со своими соседями, Азербайджаном и Турцией, — считаю главной задачей своей жизни. Другого пути тут просто нет. Сегодня в Армении это уже хорошо понимают, особенно родители молодых ребят, которые служат в армии, на передовой. Может ли вообще воспитанный, образованный человек хорошо относиться к войне?
В то же время хочу с сожалением отметить, что общественные организации в этой работе отошли на третий план. Народная дипломатия сегодня отодвинута от разрешения конфликта. В 90-е годы, когда мы активно занимались миротворческой деятельностью, мы – общественники — всем показывали, что хотим быть на первом плане. Без общественного участия не решить этот конфликт.
Но потом на первый план вышли политики. Более того, сегодня общественный сектор отодвинут от решения конфликта не только политиками, но и международными посредниками. Я вообще не понимаю, почему на первом плане действуют посредники? Нужны ли нам вообще посредники? Должны ли на нас давить посредники? Мы не должны уступать решение наших проблем третьей силе.
— В рамках своей деятельности вам хотелось бы еще раз приехать в Азербайджан?
— Знаете, я столько лет жду, но никак не дождусь приглашения в очередной раз побывать в Баку. Мне очень хотелось бы посетить бакинские школы, поговорить с вашими школьниками, полистать вместе с ними азербайджанские учебники, как это мы делаем с нашими грузинскими коллегами. Кстати, у нас уже богатый опыт образовательных совместных проектов.
Мне не нужна реклама или шум в прессе. Иногда это даже мешает полезному делу. Но я всегда был и остаюсь приверженцем мирного сосуществования двух народов. Поэтому с уважением приму приглашение посетить Баку. Боюсь ли я ехать сейчас в Баку? Нет, намного страшнее жить в изоляции и смотреть друг на друга как на мишени.
Автор: Бахрам Батыев